ПОП-МУ́ЗЫКА — направление в современной (послевоенной) музыке массовых и бытовых жанров, связанное с определенной манерой музицирования и “потребления” данных жанров. Хотя сам термин “поп-музыка” представляет собой сокращенный вариант понятия “популярная музыка”, они далеко не идентичны. Будучи явлением, адресованным главным образом молодежи, поп-музыка возникла как реакция на усложнение популярной легкой музыки и джаза. Отсюда — упрощение музыкального языка, иногда даже нарочитая его примитивность, большое значение ритма (вернее, активной ритмической пульсации), экспрессивность исполнения и его динамическая напряженность, большая роль электроаппаратуры (инструментарий ограничивается обычно электрогитарами и ударными). Характерной чертой бытования поп-музыки стало своеобразное единство сцены с залом, тесный контакт исполнителей и аудитории. Поп-музыка, широко распространившаяся с середины 60-х гг. по всему миру, развивалась как явление неоднородное и противоречивое. С одной стороны, здесь были интересные и во многом необычные для своего времени вокально-инструментальные ансамбли, причем некоторые из них опирались в своем репертуаре на широкую и серьезную проблематику, с другой — пышным цветом расцветала звукошумовая разнузданность, начисто отрицались творческие и исполнительские традиции прошлого. Отдельные черты и приметы поп-музыки перешли в современные массовые жанры, оказав на них определенное положительное влияние.
К поп-музыке относятся такие интересные творческие исполнительские явления 60—70-х гг., как деятельность английского вокально-инструментального ансамбля “Битлз” (“Beatles”), рок-опера “Иисус Христос — суперзвезда” Л. Уэббера, искусство исполнителя собственных песен Б. Дилана и др. Нередко поп-музыку отождествляют со стилем “биг бит” (big beat — большой удар; так называли исполнение блюзов с максимальной звуковой интенсивностью и мошной, тяжело акцентированной ритмической пульсацией), а также с рок-музыкой, хотя оба указанных явления — скорее отдельные виды или жанры поп-музыки. См. Рок-н-ролл.
Грамзапись стала одной из основных массовых (коммерческих) форм распространения поп-музыки. Применение сложных электроакустических трансформаций, монтажа, наложений и коллажей привело к тому, что записи порой значат больше, чем живое исполнение. Многие группы и даже отдельные музыканты организовали свои звукозаписывающие фирмы. Возникла настоящая поп-индустрия — пропагандистская, рекламная кампания — с радио-, кино- и телепродюсерами, с выпуском плакатов, маек, значков и т. п. Поп-музыка поставлена на поток “индустрии” развлечений. Проводятся десятки поп-фестивалей — Вудсток (США), Рединг и Глэстонбери (Англия), Роскильд (Дания), телефестивали (ФРГ). “Поп-музыка — это музыка, максимально задействованная в каналах средств массовых коммуникаций с целью ее наиболее широкого распространения”, — считает А. Троицкий.